Почему декрет о тунеядцах угрожает социальной стабильности и не решает проблем с пополнением бюджета

В официальной риторике, предшествовавшей принятию декрета (и собственно в документе), под социальными иждивенцами – "тунеядцами" – понимались неплательщики подоходного налога или его аналогов. Первая подмена понятий состояла в том, что их называли не "неплательщиками налога на доходы", а "людьми, не участвующими в финансировании государственных расходов". Во-первых, это не соответствует действительности – любой потребитель участвует в финансировании госрасходов, поскольку является конечным плательщиком НДС и акцизов (в случае потребления подакцизных товаров) и всех остальных налогов, которые так или иначе включаются в цену приобретаемых им товаров и услуг. Во-вторых, если люди не платят налоги, это может свидетельствовать о недостаточно эффективном налоговом законодательстве или недостаточно активной работе налоговых органов по выявлению "злостных" неплательщиков, то есть о проблемах государственного управления. Подмена понятий переложила ответственность целиком на граждан.
 
Вторая подмена понятий произошла с собственно термином "тунеядцы". Напомню, "тунеядец" (или "иждивенец") по своему определению не работает, но при этом потребляет общественные блага. В то же время документ направлен на борьбу с теми, кто работает, но не платит налоги на доходы (то есть нарушают закон, а "тунеядцами" как таковыми не являются). Сюда же относятся контрабандисты, наркоторговцы и прочие "тунеядцы", по поводу источника доходов которых у разработчиков декрета вопросов будто бы и не возникает. Таким образом, декрет существенно смягчает фактическую степень нарушения закона, сводя его к "неучастию в финансировании государственных расходов". Тем самым он уходит от решения проблем, порождающих уклонение от уплаты налогов и создающих возможности незаконного получения дохода, подрывая доверие к государству как гаранту законности.
 
Парадоксальность ситуации состоит в том, что те, кто уклоняется от уплаты налогов, вероятно, найдут способы уклонения и от "налога на тунеядство". А вот те, кто не может найти работу ни в Беларуси, ни в России (а ситуация на рынке труда обеих стран крайне сложная) и, соответственно, испытывает существенные жизненные трудности и нуждается в социальной защите, подпадут под действие декрета и будут вынуждены искать возможности оплаты новых "обязательств" перед государством. Принятие такого декрета в период кризиса и реструктуризации экономики полностью противоречит принципам социально ориентированной экономической политики: фактически в период роста структурной безработицы принимается документ, которым вводится налог на наиболее уязвимую группу населения: тех, кто потерял работу и находится в таком возрасте, когда переквалификация затруднительна, а возможности найти работу существенно ограничены. Государство, которое не смогло создать возможности для вовлечения этих людей в экономическую активность, не только отказывается от их социальной поддержки, но и облагает их дополнительным налогом. Очевидно, это чревато ростом бедности и соответствующим увеличением неудовлетворенности реализуемой в стране социально-экономической политикой и недоверия к государству со стороны населения.
 
Второй парадокс состоит в том, что платить "налог" на тунеядство вместо подоходного налога может быть очень выгодно. Предположим, человек оказывает строительные услуги без регистрации ИП и зарабатывает эквивалент 1000 $ в месяц. Как ИП он уплатил бы в год почти 1000$ подоходного налога, что примерно в 4 раза превышает платеж "иждивенца" при нынешнем курсе доллара. Логично сэкономить 750 долларов в год? ИП не будет открыто, число "иждивенцев" не уменьшится. Если же альтернатива "кешу" – услуги по договору подряда, то "экономия" на неуплаченном подоходном налоге еще выше, а экономия работодателя и вовсе огромна – 34% от суммы! Искать способы оплаты услуг "в конвертах" по-прежнему будет выгодно. Таким образом, декрет не заставит "нелегалов" легализоваться, а ведь именно это принесло бы бюджету ощутимые дополнительные поступления. Но даже те скудные дополнительные доходы, на которые рассчитывают авторы декрета, могут стать еще меньше: те, кто не успел стать ремесленниками в 2014 г., станут ими в 2015 г. и уже в 2016 г. не будут платить даже 20 базовых, ограничившись 1 базовой величиной в год. В конечном итоге граждане всласть "отомстят" правительству, которое "пожадничало", и станут еще меньше доверять ему. И хотя сейчас значительная часть общества – "добросовестные налогоплательщики" – поддерживают предлагаемые в декрете меры, каждый из таких людей в сложной жизненной ситуации сам может оказаться в роли "социального иждивенца".

finance.tut.by
законодательство Новополоцк Полоцк
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
6 просмотров в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Новости компаний
На Boomstarter продолжается краудфандинговый проект по созданию нового мобильного приложения для самостоятельных путешествий TRAPP. Проекту нужно собрать 750 тысяч рублей до 16 июня, чтобы реализовать задуманный функционал. В центре приложения – уникальный маршрут самостоятельного путешествия, который пользователь получает от проверенных авторов или создать самостоятельно. «Самой сложной, страшной и ответственной частью всего путешествия является процесс с...