От школьной группы к большой сцене: на гастроли со столичным театром «Территория мюзикла» приедет уроженец полоцкой земли Эдуард Вайнилович

19 октября в Полоцке вновь выступит уже известный жителям нашего города по творческому проекту "Искусство без границ" Театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла". Коллектив из Минска покажет на сцене ДК "Полоцк-Стекловолокно" свою новую премьеру — мюзикл-мистификацию "12 стульев".

Сразу несколько ролей в спектакле исполнит волынчанин Эдуард Вайнилович. Солист двух белорусских театров, успешно работающий в самом трудном сценическом жанре — мюзикле, убежден, что начало его творческой карьеры было положено именно на родине.

IMG_1883

Как в вашей жизни появилась музыка?

Я родом из агрогородка Волынцы. Моя мама руководит там сельским Домом культуры, и она всегда подталкивала меня к тому, чтобы я занимался музыкой. А в деревне же любят баянистов, вот и мой дедушка, уважавший этот инструмент, хотел, чтобы внук научился на нем играть. Так я попал в музыкальную школу, а дальше уже все закрутилось само собой: вел концерты в клубе, пел песни, играл на баяне… В шестом-седьмом классе мы с друзьями сколотили группу, с которой даже ездили выступать по району. Я был вокалистом, а еще кое-как освоил синтезатор "Электроника", который был в нашем распоряжении в Доме культуры. Это было замечательное время: после уроков мы спешили в клуб и репетировали. Тогда, наверное, я и почувствовал вкус к музыке и захотел сделать ее своей профессией. Поступил в Новополоцкое музыкальное училище по классу баяна, и там еще больше увлекся своим делом. Понял и полюбил классику, с удовольствием ею занимался. Жил в общежитии, где у нас сложилась замечательная душевная компания. У нас был целый этаж парней-музыкантов со своим укладом жизни и самыми настоящими традициями, которые мы свято чтили. До сих пор мои лучшие друзья — это ребята из группы и однокашники по училищу, с которыми, несмотря на расстояние и уже разные профессии, продолжаем поддерживать теплые отношения.

Но как же молодой баянист превратился в артиста мюзикла?

Я очень признателен своим педагогам в училище, которые направляли и заинтересовывали меня. Владимир Николаевич Косяк, Людмила Михайловна Новикова и многие другие преподаватели сделали все, чтобы мое будущее сложилось именно в искусстве. А мои собственные планы на то время были очень просты — после училища я собирался пойти в армию и, вернувшись, преподавать музыку в школе. Но судьба распорядилась иначе. Моя мама нашла в Белорусской академии искусств специальность "актер музыкального театра" и предложила мне попробовать поступить на нее. Буквально за неделю я нашел какие-то материалы, по которым как-то подготовился и поехал в Минск. Тогда я вообще плохо понимал, куда я собираюсь и чему меня там будут учить. Да и в академии мне сразу сказали, что подготовлен я плохо и особых шансов у меня нет. Но все сложилось благополучно, я поступил на бюджет и начал учиться. Хотя поначалу мне было очень сложно: и в общении с людьми, и на занятиях. В первый день нам поставили сразу сценическую речь, танец и сцендвижение. К вечеру я уже не чувствовал ни ног, ни рук, думал, а зачем мне вообще это нужно? А потом как-то все пошло само собой. Я понял, что случай привел меня туда, где мне интересно и хорошо. На наш курс пришел педагог Андрей Викторович Савченко, которому удалось нас сплотить и дать правильное понимание профессии. Каждый актер – это индивидуальность, которую нужно развивать и сохранять, одновременно прививая чувство локтя и умение играть в команде. Благодаря ему я понял, что такое курс, совместная работа, каково это — получать удовольствие от пребывания на сцене, перед публикой.

От школьной группы к большой сцене: на гастроли со столичным театром «Территория мюзикла» приедет уроженец полоцкой земли Эдуард Вайнилович (фото) - фото 2

Со студенческой сцены на профессиональную вы вышли довольно быстро и сразу в очень серьезном и громком проекте. Еще на третьем курсе вы сыграли одну из главных ролей в первом лицензионном мюзикле, поставленном в нашей стране – легендарной "Вестсайдской истории". Как это случилось?

Наш курс, конечно, знал, что в Белорусском музыкальном театре проходит кастинг в "Вестсайдскую историю". Но я на него не ходил. А потом однокурсница дала мой телефон режиссеру Анастасии Гриненко, которая ставила этот спектакль. Она позвонила мне и предложила роль Рифа — главаря банды "Ракеты", друга главного героя. Так и закрутилось. Поначалу на репетициях было жутковато: перед тобой сидит целый симфонический оркестр, а за ним огромный пустой зрительный зал. Тут-то я и осознал масштаб спектакля и степень своей профессиональной ответственности. Благодаря "Вестсайдской истории" я как следует "распробовал" жанр мюзикла и окончательно понял, что это действительно мое. В нем есть все, что нужно и артисту, и зрителям. Мюзикл – это самый насыщенный и динамичный театральный жанр, который может быть. В нем должны сочетаться хороший драматургический, музыкальный и хореографический материал, иначе спектакль не будет успешным. Отсюда уже следует обязательная универсальность исполнителей. На сцене ты должен задействовать абсолютно все свои ресурсы – как актер, как певец, как танцор, как партнер и командный игрок…

Как дальше складывалась ваша профессиональная судьба?

После "Вестсайдской истории" я и некоторые мои однокурсники, которые тоже играли в этом спектакле, остались работать в Белорусском музыкальном театре. Среди ролей, сыгранных на его сцене, мне очень дорог Медведь в мюзикле "Обыкновенное чудо". Этот спектакль тоже поставила режиссер Анастасия Гриненко, которую с его автором, композитором Геннадием Гладковым, связывают давние дружеские отношения и творческое сотрудничество. В 2013 году она и ее муж – артист и хореограф Дмитрий Якубович – при поддержке маэстро Гладкова открыли в Минске новый театр "Территория мюзикла". На сегодняшний день это единственный в нашей стране авторский театр, и так случилось, что к его труппе присоединился практически весь наш актерский курс. Я очень этому рад, ведь коллектив у нас замечательный! Сложившийся, сыгранный, в профессиональной жизни воспитанный теми мастерами, с которыми мы и работаем сейчас – Анастасией Гриненко и Дмитрием Якубовичем.

В Полоцк вы приедете как раз с мюзиклом-мистификацией "12 стульев", последней на сегодняшний день премьерой Театра Геннадия Гладкова. Насколько сценическая версия истории отличается от романа Ильфа и Петрова?

Хотя действие спектакля его авторы Геннадий Гладков, Юлий Ким и Марк Захаров перенесли ближе к нашему времени, дух и буква первоисточника сохранены. Мне, как человеку, который увлекся романом "12 стульев" еще в детстве, наша версия кажется очень интересной. В первую очередь именно для тех, кто знает и любит литературный оригинал. В спектакле очень многие ситуации и характеры предстают в совершенно новом свете. И тебе дается возможность взглянуть на известную историю с абсолютно другого ракурса: оценить, проанализировать, согласиться или нет с мыслями авторов театральной версии. Подумать, почему они решили тот или иной момент так, а не иначе. Это что касается собственно драматургии спектакля. Но ведь в нашем мюзикле есть и все другие замечательные составляющие жанра: множество прекрасных танцевальных номеров от нашего хореографа и исполнителя роли Остапа — Дмитрия Якубовича, и, конечно же, великолепная музыка Геннадия Гладкова со всеми хитами, знакомыми нашему зрителю еще по захаровскому фильму с Мироновым и Папановым.

В "12 стульях" вы и ваши коллеги играете сразу по несколько ролей. Как выдерживаете такие физические и эмоциональные нагрузки?

Во время спектакля тебя подталкивает адреналин. Что-то тебя заряжает и держит в тонусе. А потом спектакль заканчивается и действие твоих внутренних батареек заканчивается вместе с ним. Ты обмякаешь и снова вспоминаешь про жизненные неурядицы или больную ногу. Но все познается в сравнении, и к любой нагрузке со временем можно привыкнуть. Каждый новый спектакль "Территории мюзикла" сложнее предыдущего. В "12 стульях" нам даются считанные минуты, чтобы за кулисами сменить костюм и характер. А когда мы только начинали работать над этим спектаклем, казалось совершенно невозможным освоить такое объемное произведение. Но работа должна стирать следы работы. То есть твой настоящий потенциал раскрывается именно в том, сумеешь ли ты сделать какие-то сложные вещи так, чтобы со стороны они казались легкими и естественными. Пожалуй, в этом и состоит профессионализм.

С другой стороны – каждый новый спектакль ты начинаешь с чистого листа. Понятно, что какой-то опыт с тобой остается, но все равно перед тобой лежит новая дорога, которую ты еще не прошел.

Когда находитесь на сцене, что руководит вами в первую очередь – голова или эмоции?

Мне помогает страх. Один из ключевых моментов профессии – то, как ты умеешь с ним бороться. Страх — это и серьезная движущая сила для артиста, и его же оковы. Он может и уничтожить, и вознести. Вроде бы в репетиционном зале у тебя все получается, но если на сцене это непонятное неприятное чувство сумеет тебя задавить, ты уже ничего с этим не сделаешь. Однако если ты укротишь свой страх, он же и поведет тебя вперед. Его сила заставит работать мозги, подарит вдохновение, подскажет выход из любой непредвиденной ситуации, каких на сцене случается немало. Главное научиться использовать его себе во благо. Это умение, наверное, приходит с опытом: чем больше ты выходишь на сцену, тем лучше начинаешь контролировать и "осваивать" эту мощную силу.

Довольны ли ваши родители тем, какой жизненный путь вы выбрали?

Мама всегда хотела, чтобы я был связан с искусством. С отцом мы никогда об этом не говорили, но мне кажется, он не очень понимал, почему его сын поет и танцует вместо того, чтобы получить какую-то хорошую мужскую профессию, сходить на охоту или рыбалку. Но сейчас я вижу, что и ему тоже нравится мой выбор. Родители следят за моей работой и гордятся какими-то моими успехами. Я надеюсь, что 19 октября они вместе с моими земляками, друзьями и педагогами обязательно окажутся в зрительном зале. Эта поддержка очень важна для меня.

12 стульев_АФИША_А4_лого

Комментарии